прекращение производства по делу

отредактировано Декабрь 2012 Раздел: Гражданское право
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Тюменской области «О рыболовстве и водных биоресурсах в Тюменской области». При подготовке дела к судебному разбирательству суд, на основании абз. 1 ст. 220 ГПК РФ , прекратил производство делу об оспаривании нормативного правового акта. Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что заявление прокурора в силу подп. 6 п. 2 ст.12 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 9 октября 2002 г.) подлежит рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства.
Как указал суд в определении, в соответствии с названной правовой нормой в судах общей юрисдикции могут быть оспорены нормативные акты, противоречащие антимонопольному законодательству и нарушающие права и законные интересы граждан, не касающиеся сферы предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку в заявлении прокурора оспариваются нормы Закона области, регулирующие проведение закрытых конкурсов, в которых в силу п.3 ст.17 этого Закона могут участвовать юридические лица, индивидуальные предприниматели и территориальные хозяйственные объединения (общины), но не граждане, дело подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Дайте правовую оценку выводу суда. При разрешении ситуации проведите сравнение норм ГПК РФ и АПК РФ с соответствующим положением постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Исходя из чего, определяется подсудность дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренная ст. 26 ГПК РФ ? Зависит ли подсудность таких дел от того, в чьих интересах они возбуждаются?

Комментарии

  • отредактировано Ноябрь -1
    Согласно ст. 26 ГПК РФ , гражданскими делами, подсудными верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, являются дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Вместе с тем, в соответствии со ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • отредактировано Ноябрь -1
    Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», "при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предприни
    3. При применении статьи 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
    В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности, в статье 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 13 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", статье 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
    При подаче заявления о признании нормативного правового акта недействующим впредь до принятия соответствующего федерального закона государственная пошлина уплачивается в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты иных исковых заявлений неимущественного характера".
  • отредактировано Ноябрь -1
    Следовательно, полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции при оспаривании нормативно-правовых актов соотносятся как общее и специальное. Если в задаче прокурор требует отмены данного акта прежде всего в интересах предпринимателей, то дело подсудно арбитражному суду.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.